Роль психологии в экономике и бизнесе
Психология в современном мире затрагивает практически все сферы нашей жизни и деятельности, в том числе и нашу экономическую деятельность. И это не странно, так как психология включает в себя и мотивацию, и наши чувства и эмоции, а в бизнесе эти все явления присутствуют. Ведь бизнес существует и функционирует за счет общения между людьми, и чтобы бизнес был успешным общение на всех этапах должно быть максимально эффективным – от телефонных разговоров с партнерами и до обсуждения и заключения сделок. Психологический продуманный подход к ведению дел поможет не только выгодно сотрудничать с партнерами, но и во многом опережать конкурентов. Психологические факторы различны на разных экономических этапах. Сейчас даже появилась такая профессия, как бизнес-психолог, представители которой предлагают консультации по ведению бизнеса с применением психологических факторов.
Давайте рассмотрим такой момент в ведении бизнеса, зачастую находящийся на первых этапах, как переговоры. Переговоры – это наиболее ключевой момент в бизнесе. Достаточно не много мест, где учат вести успешные переговоры, поэтому зачастую знания приходят из личного опыта. Да, конечно сейчас можно найти не плохие учебные пособия и курсы, касающиеся данного вопроса, но не стоит верить различным программам, которые за очень короткие сроки, буквально за неделю обещают научить вас успешности в ведении переговоров, ничего кроме ряда заблуждений, которые будут потом вас тормозить, вы не получите. И вообще, некоторые заблуждения касающиеся переговоров достаточно распространены, поэтому стоит обратить на них отдельное внимание. В основе первого наиболее распространенного заблуждения лежит убежденность в том, что в успешных переговорах только одна сторона может остаться в выигрыше. Зачастую, люди не осознают того, что возможно найти решение, которое будет одинаково выгодно обеим сторонам. Вследствие этого может даже начать нарастать некая враждебность и неприязнь. На самом деле, предназначение переговоров в том, что бы найти некий компромисс, который станет выгоден обеим сторонам, только в таком случае переговоры можно назвать поистине успешными. Так же стоит отметить то, что наиболее эффективное ведение переговоров – это непоколебимое отстаивание важных для вас моментов в деле с демонстрацией своей готовности идти на уступки по всем не принципиально важным для вас вопросам.
Так же сейчас часто можно увидеть переговоры с применением давления. Если у одного из партнеров больше денежных средств или сильнее юридическая поддержка или другие факторы, то он может пытаться добиться для себя желаемого результата с помощью какого-то давления. Чаще всего, такая тактика с помощью каких-то ультиматумов встречается очень негативно и про успешность такого сотрудничества не может быть и речи. Угрозы и давления – путь к неэффективным переговорам.
По данным исследований психологов, те люди, которые наблюдают со стороны за переговорами, видят ситуацию и истинные цели обеих сторон намного яснее, чем те, кто непосредственно принимают участие в переговорах. Это можно объяснить сильной заинтересованностью участников переговоров в их исходе, так как от этого напрямую зависит большая часть успешности дела. Именно поэтому стоит пригласить на переговоры человека, который непосредственно не будет принимать участия в переговорах, а будет наблюдать за их ходом и анализировать сложившуюся ситуацию.
К сожалению, в рамках современного бизнеса достаточно часто встречается мошенничество и разные махинации. И в основе того, что многие попадаются на хитрые уловки мошенников так же лежат определенные психологические факторы, можно даже отнести это к категории психологии лжи. Просто многие люди, которые становятся жертвами обманщиков, наивно предполагают, что если у них честные намерения, то и в ответ у окружающих будут такие же честные цели, что, к сожалению, частенько оказывается заблуждением. Для начала, получив некую информацию от партнера или потенциального партнера, стоит проанализировать ее и подумать, есть ли основания считать полученные данные не правдивыми. Так же, если вы сомневаетесь в правдивости полученной информации, то подумайте, какими бы могла быть истинные цели потенциального обманщика.
Психология может помочь вам определить лжеца. Как говорят психологи, лжец, как бы искусно он не лгал, он не сможет полностью скрыть свою ложь, так как ее можно увидеть из-за несогласованности в мимике, речи и жестах человека. Обмануть человек может только на сознательном уровне, а с бессознательным уровнем он бессилен и бессознательная жестикуляция или мимика может подсказать знающему психологию человеку, что тут что-то не так. Вот почему так важно для успешной экономической деятельности и ведения бизнеса знать хоть какие-то основы психологии. Разбираясь на высоком уровне в психологии, мы сможем обезопасить себя от обмана и более успешно вести дела, ведь во многом успешность бизнеса зависит от общения с различными людьми, а общение строится, прежде всего, на различных психологических факторах.
Автор: Морозова Маргарита