Самообразование на Западе
Самообразование и внутренняя мотивация частного предпринимателя – западный опыт.
Позитивное мышление не единственный психологический прием, свойственный западному человеку. Тот опыт преодоления сложных жизненных и финансовых ситуаций, с которым я познакомилась за более чем пять лет жизни в Северной Америке ясно показал мне всю силу умения американцев к внутренней концентрации и самодисциплине, помогающих им достигать значительного успеха на пути частного предпринимательства.
Начну с пересказа истории, рассказанной мне моим приятелем, весьма успешным Нью-Йорским фотографом, прошедшим, тем не менее, на своем пути к успеху через трудности, которые многим русским иммигрантам казались непреодолимыми. Он работал на завидной должности в редакции крупнейшего мирового таблоида в тот момент, когда мировую экономику подкосил финансовый кризис. Массовые увольнения ополовинили штат редакции, оставив в это кризисное время и его без работы на улице. Друг мой сильно приуныл, выражаясь самым мягким образом. Ровно до того момента, пока не встретил свою бывшую начальницу, редактора отдела, так же уволенную в тот тяжелый для глянцевой журналистики момент. Не молодая уже женщина, блестящий журналист... торговала хот-догами в палатке у метро. Если честно, в тот момент я не поняла, смеется он надо мной или говорит серьезно. Понадобилось еще несколько лет, чтобы осознать весь смысл данной притчи – в Америке не существует постыдной работы, любой труд уважается. Прежде всего в профессионале ценится способность зарабатывать деньги, каждый день. Не имеет значения как, не имеет значения где – если обстоятельства против тебя, если все, что ты можешь найти на данный момент, это продавать хот-доги – делай это, а вечером и ночью продолжай упорно искать лучшей позиции, рассылай резюме, учись, приобретай новые, актуальные знания и умения, не останавливайся не на секунду в стремлении найти ту работу, которая будет удовлетворять всем твоим требованиям. Но ни на один день не становись безработным.
Безработный, в сознании западного человека – это лентяй, который не хочет работать, и ни как по-другому. Достаточно стать безработным раз, и общество выкинет тебя на помойку, как мусор. Жестоко? Да, жестоко, но в конечном итоге бешеная производительность труда американцев, это ни что иное, как страх оказаться на обочине жизни.
Поговорив со своей приятельницей (кстати довольно состоятельной дамой, в принципе вполне способной себе позволить посидеть месяц дома в поисках места по специальности), мой друг бросил депрессовать и устроился работать чернорабочим на стройку, что дало ему средства пережить наиболее тяжелое кризисное время, а постоянные поиски заказчиков постепенно вернули его и к любимому делу и к прежнему положению. Я задумалась тогда: ведь нужно обладать какой-то особенной, сверхчеловеческой силой воли, чтобы заставлять себя вставать каждое утро и идти к метро, продавать булки, если до этого ты всю жизнь сидел за ноутбуком в красивом офисе и писал статьи о моде и стиле. Практика длительного делового общения с канадскими и американскими предпринимателями показала, что нет, они не сверх-люди, но с детства обучены способности к внутренней мотивации направленной на успех.
Еще одно показательное воспоминание, уже из моего опыта поездки с российской делегацией деятелей культуры во Францию. Еще одна иллюстрация: молодая девушка, русский дизайнер одежды готовила к показу шоу своей коллекции в Каннах. В качестве оформления сцены в выходе ее моделей организаторы шоу предложили использовать ее кукол ручной работы – традиционные русские куклы на чайник, но выполненные в большом размере, действительно очень интересные изделия прикладного искусства. Девушка согласилась и попробовала посадить куклу на сцену, та упала. Девушка поправила ее раз, другой, та не желала сидеть и постоянно падала. Через пару минут дизайнерше это надоело и она заявила, что кукла не предназначена для сидения на сцене и ничего не выйдет, пусть организаторы придумывают для нее подставку. Француженка из орг. Комитета странно на нее посмотрела, взяла куклу, повертела, осмотрела, тоже попробовала посадить на сцене, потом задумалась, осмотрелась вокруг, взяла лежавшую рядом газету, скомкала в большой комок бумаги, подбила им куклу изнутри и та прекраснейшим образом уселась. А я, наблюдавшая эту сценку, подумала про себя – а как часто я сама вела себя, как эта самая дизайнерша, которой легче заявить «ничего не получается, принесите мне то-то», чем проявить настойчивость и решить проблему? А ведь не редко. Как это, однако, нам свойственно – сказать «я не умею», «у меня не получается», вместо того, чтобы добиться успеха, пусть даже в таком плевом, элементарном деле. А ведь из таких мелочей складывается успех всей жизни, бизнеса, предприятия, профессии. Мне стало стыдно и я решила, что всегда буду пытаться, снова и снова, даже если не получается. Нужно чтобы прошло десять лет, чтобы я поняла, что в тот момент я открыла для себя основной принцип самообразования по-западному.
Западные профи учатся всю жизнь. Здесь не существует понятия «не могу», есть только «не выгодно». Замечайте разницу – не «не хочу», а именно «не выгодно». Это принципиальный момент. Понятия «не хочу» для профессионала на Западе быть не может, потому что если он не хочет быть успешным и работать в поте лица, значит ему не место в профессиональной лиге. Другой вопрос, что какое-то конкретное дело или предложение может быть данному конкретному человеку, в данный конкретный момент не выгодно, по сравнению с другим, тогда он так и говорит – сейчас у меня есть более интересное предложение. Вопрос что-то мочь для западного человека, это всегда только лишь вопрос вложения в достижение данной цели достаточного количества сил и времени. Характерен в этом плане наш трепетный, русский подход к образованию – мы свято дорожим полученным однажды высшим образованием и до конца жизни зацикленны на том, что «я – врачь», «а я – балерина», и ни как иначе. Это ловушка для большинства приезжающих на Запад русских – попытка во что бы то ни стало состояться именно в той профессии, которую получил двадцать лет назад в институте. Для иностранца это совершенно не так – иностранец всегда держит свои знания и умения актуальными именно на данный момент. Он в любое время может сменить профиль, согласно поменявшейся конъюнктуре рынка. Менять профессию несколько раз в жизни в западном обществе – норма. Отсюда – никаких истерик, если вдруг оказалось, что кондукторы трамвая больше не пользуются спросом на рынке труда. Или выпускаемые предприятием луженые тазики перестали покупать – производство тут же закрывают и открываю другое – пластиковых шаек. Западный человек моментально переориентируется на другое, популярное поприще.
Очень многие, поработав по найму и приобретя достаточный опыт, открывают собственное дело. То есть становятся предпринимателями. Большую роль в постоянном открытии новых бизнесов играет в Америке еще и простота оформления собственного дела – это стоит около 30 долларов и занимает пол часа. В первый год работы от новой канторы как правило не ожидается прибыли, наоборот, государство возвращает предпринимателю уплаченные налоги в счет бизнес расходов, покупки оборудования и т.д. Но биться за клиента на перенасыщенном предложениями товаров и услуг рынке приходится не на жизнь. Что же позволяет новым предпринимателям выживать, вставать на ноги и процветать?
Постоянное стремление к самому новому, к самому передовому, самым актуальным технологиям и идеям. Иностранный предприниматель, как профессиональный спортсмен – не зависимо от того, что Олимпийские Игры лишь через четыре года, он тренируется каждый день. Очень интересна разница в отношении к возрасту в Америке и в России. Достаточно раскрыть любую газету по найму, чтобы понять, что в России 40 лет – это глубокая старость. Требования к кандидатам двух третей объявлений начинается с заявления «не старше сорока лет». В Америке такого жесткого возрастного отсева нет. И объясняется это все тем же страстным стремлением к обновлению знаний и умений. Люди беспрестанно проходят всевозможные тренинги, семинары, курсы, учат новые языки, осваивают компьютерные программы - никакой, даже супер успешный супер профессионал даже не подумает лечь почивать на лаврах или уехать в отпуск, если он знает, что есть еще что-то, что он не изучил, а мог бы. В таких условиях к сорока годам профи не только приобретает богатый опыт, но и знает все то же самое, что и двадцатилетний мальчик, таким образом становясь специалистом просто нарасхват. Какая разительная разница между ними и многими российскими сорокалетними соискателями, которые с трудом способны зарегистрировать профиль на фейсбуке.
Я не пою дифирамбы западному образу жизни: непрерывная концентрация на работе ведет к перекосам в личной жизни, нервным состояниям вроде трудоголизма, обеднению эмоциональной сферы. Но нам есть чему поучиться у иностранных профессионалов, что перенять, чтобы стать лучше, успешнее, эффективнее в рабочее время, не становясь роботами во время свободное.
Автор: Ефремова Анжела специально для сайта GarageBiz.ru
Фото с сайта: matthewasprey.wordpress.com/2008/11/15/great-books-of-the-western-world