Сколько ты стоишь? Ценообразование на услуги фрилансера
Фото с zarmon.net
Фото с zarmon.net
Фриланс – это рынок. Мы приходим сюда со своим продуктом и продаем его по определенной цене.
Впервые оказавшись во фрилансе, мы, как правило, совершенно не имеем понятия о стоимости своего продукта, не знаем, какую выставлять цену и потому склонны кидаться ко всем фрилансерам-продавцам и узнавать, сколько подобный продукт стоит у них.
Скажу честно – на реальном рынке вам будет гораздо проще выяснить среднюю цену яблок, нежели во фрилансе - среднюю цену, скажем, копирайтинга. Это не бутылка газировки и даже не яблоко, это нестандартный продукт, цена на который зависит от многих факторов: вида исполняемых работ, репутации фрилансера на бирже, его умения преподнести «товар», умения заказчика ставить ТЗ, срочности заказа и т.д.
Поэтому попытки выяснить цены конкурентов небесполезны, но разброс будет столь широк, что это мало чем поможет новичку, не ориентирующемуся в схеме работы биржи.
Есть еще один способ сориентироваться в ценах. Как правило, в закромах некоторых фриланс-бирж есть некий «прайс-лист» с расценками на различные виды работ. Но опять же – указанные здесь расценки, как правило, минимальны, а их актуальность лежит целиком и полностью на совести создателя «прайс-листа».
Поэтому я предлагаю очень простую вещь: прежде чем загружаться тактиками ценообразования, подумайте о себе и своей жизни.
Высчитайте стоимость часа своей жизни.
Самое главное качество, отличающее фрилансера от наемного работника – это четкое осознание стоимости своего времени. Фрилансеру платят только за результат. Поэтому, помимо всего прочего, когда фрилансер берется за работу, он примерно представляет, сколько часов у него уйдет на этот заказ и соответственно выставляет цену.
Стоимость 1000 знаков, стоимость отрисовки шаблона для сайта, стоимость фотографии – все это на самом деле вторично. Есть хорошо выполненная работа, а есть – не очень. Нормальный продукт априори требует больше усилий, знаний, умений - то есть, времени.
Именно поэтому так важно определить его цену.
Чтобы вам было легче на первых порах, рассчитайте свою «вилку» цен.
Нижняя граница – это себестоимость вашего «товара», продавать ниже которой для вас просто бессмысленно.
Рассчитывается очень просто:
Жизненно необходимый вам бюджет / Количество часов, в течение которых вы сможете трудиться = стоимость часа работы
Таким образом можно рассчитать стоимость своего месяца, дня, часа работы. При этом не забывайте делать поправку на то, что в первое время никто не может гарантировать вам 100%-ную загруженность. Соответственно, либо стоимость часа будет чуть повыше, либо вы будете работать больше.
Верхняя граница на самом деле может определяться чем угодно: средней ценой на рынке, самой высокой ценой, вашим желанием поменьше работать, стремлением накопить на авто, поездку на Мальдивы и т.д.
Со временем ваша «вилка» цен будет меняться, и это правильно: вы же идете во фриланс не для того, чтобы зарабатывать на хлеб и воду?
Выбирайте тактику
Так уж повелось, что самые злостные демперы – это новички. Это нормальная тактика ценообразования при выходе на новый рынок, когда стоимость услуги стремятся максимально снизить. Во фрилансе порой это приобретает гипертрофированные размеры. Не увлекайтесь. Быть злостным демпером в течение длительного времени могут себе позволить либо совсем недалекие люди, либо фрилансеры со стабильным дополнительным источником заработка.
Следующая тактика - «быть как все», то есть, придерживаться средней цены на рынке.
И наконец, если вы хотите не просто выгоды, а максимального дохода от занятий фрилансом – будьте исключительны.
Предлагайте то, что редко или вовсе не встретишь у других – новое программное обеспечение, уникальную услугу, не имеющую аналогов, сверхскорость в работе…
Либо предлагайте так, как не умеют другие – талантливо продавая «себя» и свои продукты, широко привлекая знания в области маркетинга, PR и рекламы.
Что выбираете?
Автор: Oddy.Say! специально для garagebiz.ru