Сломался ноутбук, планшет или смартфон. Извечный вопрос: что делать?
Что объединяет между собой планшет, ноутбук и смартфон? С точки зрения закона, всё это технически сложный товар, который, к слову стоит не так и дёшево. Чувство радости от желанной покупки может в одночасье омрачится её поломкой. Если причина поломки заводской брак (дефект), либо в этом есть вина продавца (к примеру, корпус был треснут ещё до передачи товара), то покупатель может реализовать свои права закреплённые в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
Как же определить заводской брак или вину продавца в проявившемся недостатке?
В первом случае, по инициативе покупателя, проводится проверка качества товара, организуемая продавцом (изготовителем), уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, которые обязаны принять товар для этих целей у покупателя. Последний вправе сам выбрать к кому обратиться с соответствующим требованием, так же, как и присутствовать при её проведении.
В дальнейшем, сознательно опустим такие понятия, как уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, поскольку практика предъявления претензий к ним не велика. В основном в спорных отношениях участвует продавец, импортёр, либо изготовитель.
На практике спорных ситуаций по срокам проверки, как правило, не возникает. Разногласия, в подавляющем большинстве случаев, связаны именно с самим результатом проверки. В этом случае потребитель наделён правом требовать проведения экспертизы и вправе присутствовать при её проведении, а сам результат – оспорить в суде. Расходы, на проведение экспертизы и связанные с её проведением относятся на потребителя только в случае если экспертным заключением будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, либо изготовитель, т.е. если случай не гарантийный.
Во втором случае, нужно исходить из того, что за скрытые дефекты, так же как и за дефекты возникшие во время хранения, транспортировки товара, т.е. до передачи его покупателю, покупатель ответственности нести не может.
Итак, актом проверки качества, а в отдельных случаях и экспертным заключением установлен заводской брак, либо отсутствие вины покупателя в выявленных недостатках товара. В этом случае можно смело требовать:
- от изготовителя, импортера:
1. замены товара на товар этой же марки;
2. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
3. принять товар ненадлежащего качества обратно и возвратить уплаченную за него сумму.
- от продавца можно требовать:
1. замены товара с недостатками на товар этой же марки;
2. замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3. соразмерного уменьшения покупной цены;
4. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
5. возврата уплаченной за товар суммы и отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Помимо этого, право требования возмещения убытков, причиненных продажей товара ненадлежащего качества – также сохраняется.
Указанные выше требования можно заявить в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором, что на практике встречается редко.
Однако, принимая во внимание, что планшет, ноутбук и смартфон – это технически сложный товар, требования об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы, либо о замене товара с недостатками на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены – можно предъявить в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению только в случае:
- обнаружения существенного недостатка товара;
Само понятие неустранимый недостаток есть понятие оценочное. В каждом конкретном случае это устанавливается индивидуально, но с учётом норм закреплённых в п. … ст. ГК РФ и преамбуле Закона о защите прав потребителей, согласно которым существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки
- нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара;
Срок определяется соглашением сторон и не может превышать 45 дней. Указанный срок можно продлить соглашением сторон, но отсутствие запасных частей, оборудования и прочие подобные причины не могут служить для этого основанием. Если срок не определён, что на практике встречается крайне редка, то недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Если случай не гарантийный, либо причина тому вина владельца «дорогой игрушки», расходы на устранение неисправностей придётся нести за свой счёт. Кроме всего прочего важно помнить, что реализовать права, описанные выше можно только в случаях, если покупка совершалась в магазине расположенном на территории России или имеющим представительство на территории России. К примеру, получившие широкое распространение в последнее время такие интернет-магазины, как AliExpress, Tinydeal, eBay находятся вне юрисдикции российского права и, совершая в них покупки максимум, на что можно рассчитывать, так это на удачу.
Помимо этого, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ данным Постановлением № 17 от 28.06.2012 г., требования к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со статьей 469 ГК РФ. Это значит, что «зависания» ноутбука, планшета или смартфона не есть свидетельство качества продукции, а повод для обращения к продавцу, производителю, либо импортёру.
Автор: Махмутов Рустем, юрист garagebiz.ru