Сложно ли открыть свою фирму или ИП?
У людей сложился стереотип, что запуск собственного бизнеса представляет собой сложный процесс в юридическом отношении. Некоторые боятся налоговой инспекции и других проверяющих органов. Но на самом деле, запуск собственного дела в юридическом плане не так уж и сложно. Тем более, что сейчас есть немало фирм, которые готовы помочь оформить на работу первых сотрудников, зарегистрировать ООО или подготовить и отправить уведомление о начале предпринимательской деятельности во все необходимые инстанции. Более того, ты может сделать все это и сам, но тогда нужно будет обязательно уделить какое-то время на изучение юридических тонкостей при старте бизнеса. Но давай обо всем по порядку.
КАК БЫСТРО МОЖНО ОТКРЫТЬ БИЗНЕС?
Запуск своего бизнеса с точки зрения правового поля сейчас не представляет особых сложностей. Например, запуск ИП с момента подачи заявления и всех необходимых документов и до момента получения свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя составляет 5 рабочих дней. Аналогичные сроки можно назвать и в отношении открытия ООО.
Как вы знаете, Россия серьезно продвинулась в рейтинге Doing Business именно благодаря упрощению процедуры регистрации бизнеса. Сейчас это можно сделать в том числе и через госуслуги, через сайт налоговой или с помощью специальных фирм-посредников, которые помогут со сбором документов и оформлением бизнеса.
В общем и целом, открытие бизнеса - простая задача. Но тут нужно понимать кое-какие тонкости. Например, при регистрации ООО вам потребуется встать на учет в качестве работодателя в ФСС и ПФР. Несвоевременная постановка на учет ведет к серьезным трудностям. А именно - к штрафам. Об этом немного ниже.
СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ СВОЕГО БИЗНЕСА
Нужно отдавать себе отчет в том, что даже самая простая форма ведения бизнеса, такая как ИП без сотрудников предполагает подачу как минимум одной налоговой декларации в год, а также уплаты фиксированных страховых взносов за себя, которые взымаются вне зависимости от того, работаешь ты или нет. На сегодня это порядка 25 тысяч рублей в год (каждый год эта сумма меняется). Стоимость обслуживания ООО будет не меньше и там отчетности будет заметно больше.
Да и сама процедура открытия связана с госпошлинами, внесением уставного капитала (для ООО), оформление печати и открытием расчетного счета. Одним словом, ты начинаешь платить еще ничего не заработав. Это просто стоит иметь в виду еще до открытия дела. Также советую заранее заложить бюджет на услуги бухгалтеров и юристов. Это только кажется, что эти затраты лишние. Без их помощи ты потеряешь намного больше времени и денег.
К примеру, несвоевременная подача налоговой декларации может потянуть за собой непропорционально большие штрафы. Также как и несвоевременная постановка на учет в контролирующих органах. А попытка все делать своевременно самому - это почти гарантия пустой траты времени. После того, как я в фонде соцстраха пару дней постоял в очередях и после того, как один из моих отчетов не приняли с первого раза, я теперь всегда пользуюсь услугами бухгалтерской фирмы. Может быть я немного переплачиваю, но зато я экономлю свои нервы и время.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ?
У меня была история, в которую я попал по неопытности. Я открыл ИП и целый год работал без проблем. Так как сотрудников в наличии не было, то и отчетности никакой не было кроме декларации раз в год и еще среднесписочной численности.
Стоило мне принять на работу сотрудника, как я попал в затруднительную ситуацию. Я столкнулся с тем, что нужно готовить внушительный пакет документов для ПФР и ФСС. Пока я готовил эти документы, время шло и я просрочил десятидневный срок уведомления ФСС (фонд социального страхования). И когда я туда приехал - у меня был шок, когда мне выкатили штраф на 25 тысяч рублей. До этого штрафы казались какой-то абстрактной проблемой, пока я не столкнулся с ними лично.
Более того, выяснилось, что за сотрудника нужно подавать очень много отчетности в ПФР, ФСС, налоговую. Насколько мне сейчас известно, сейчас количество этой отчетности только увеличилось. Попытка сдать отчет ФСС самому чуть не обернулась еще одним штрафом, т.к. простояв около 3 часов в очереди у меня в первый день его не приняли, а на второй день простояв в очереди еще раз - приняли со скрипом и это был последний день подачи отчетности.
Еще до того, как на меня наложили штрафы, мне выкатили несколько камеральных проверок. Я был вынужден ехать в другой конец города несколько раз, где тратил массу времени напрасно.
Позже я подал в арбитражный суд для снижения штрафов. За это пришлось платить госпошлину за суд и за услуги юриста.
В сухом остатке, мои денежные потери от несвоевременной ошибки состаивли порядка 13 тысяч рублей. Штраф снизили до 5 тысяч, услуги юриста стоили порядка 7 тысяч и еще я тратил деньги на такси для поездок в ФСС туда-сюда.
На самом деле, я прекрасно знал о возможности штрафов еще тогда, когда было не поздно избежать этих проблем. Но я думал, что можно будет как-то договориться или что тут не все так строго. На самом же деле, у проверяющих органов (внебюджетных фондов) сейчас все уже забиот в базы данных в компьютерах. В итоге если нарушение будет зарегистрировано, то ты уже не сможешь переубедить руководителя организации ни уговорами ни скандалами, т.к. у него просто нет полномочий и возможности что-то изменить в базе данных.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Запуск и ведение - это совсем не сложная задача. Но нужно обязательно все узнать до того, как ты сделаешь этот шаг. Или же - довериться профессионалам и не думать о бюрократии. А вот рассчитывать на авось при выборе между ИП или ООО – не самая лучшая идея (т.к. отличий - достаточно много!). Советую хотя бы проконсультироваться с грамотными юристами и бухгалтерами. Удачи в делах!