Сокращение издержек как основа антикризисного управления
Нынешний экономический кризис 2015-2016 по мнению руководства страны не такой жесткий, как кризис 2008-2009, но он затронул почти всех участников рынка. Целые отрасли одна за другой входят в стадию экономического кризиса. На этот раз кризис ощутили даже интернет-предприниматели, чего не наблюдалось во время предыдущего экономического кризиса (тогда рынок интернет-рекламы стремительно рос).
Кризис в рамках отдельного предприятия означает снижение доходов, а следовательно и прибылей. На практике бизнесмены сталкиваются сразу с двумя проблемами:
1. Падает платежеспособный спрос;
2. Растут издержки.
В условиях падающего спроса (у клиентов попросту нет достаточного количества денег) повышать цены - это значит поставить крест на продажах. Вместе с тем, даже незначительно снижение цен на товары и услуги может привлечь как новых, так и старых клиентов.
СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В кризис у всех становится меньше свободных денег. В итоге самым логичным решением становится - тотальная экономия и сокращение издержек.
Вы просто берете, выписываете все финансовые затраты на ближайший год включая налоги, оплату серверов, рекламы, оплаты услуг контрагентов. А потом берете и смотрите - что из этого списка можно смело вычеркнуть или заменить более дешевым аналогом?
Например, выделенный физический сервер можно заменить арендой виртуального сервера. А если сайт компании не приносит прибыль и клиентов, то от него можно вообще отказаться вместе с услугами SEO-оптимизаторов и горе интернет-маректологов.
Резать издержки нужно как можно быстрее, т.к. промедление с этими решениями лишает предприятие возможных прибылей, а в худшем случае - приводит к более высоким убыткам, чем это могло бы быть. В сущности сокращение издержек до минимальных значений может позволить предприятию снижать цены и быть прибыльным даже при сокращении суммарной выручки и спроса. Я в этом убедился на собственном опыте, когда сократил ежемесячные издержки в два раза за последние полгода.
Вместе с тем, экономия средств и сокращение издержек должно быть продуманным. Известный российский предприниматель Олег Тиньков считает, что экономить нужно на всем подряд кроме команды и людей, т.к. именно люди движут организацию вперед.
СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК - ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Однако на одной лишь экономии далеко не едешь, если доходы не будут существенно превышать расходы. Условно говоря, издержки можно сократить до минимальных значений. Но если при этом выручка предприятия будет равна нулю, то сколько бы ты не сокращал издержки - то предприятие все равно будет убыточным. Так что во время кризиса актуально не только закрытие убыточных направлений, но также и инициация новых перспективных проектов, организация ярких маркетинговых акций, снижение цен, а также сокращение маржи и прибыльности ради того, чтобы поддерживать обороты на минимально приемлемом уровне.
Период кризиса - сложное время для любой компании. Но в том случае, если удается работать и получать прибыль даже в условиях кризиса, то после выхода из кризиса фирма станет еще более сильной, чем до кризиса.
Советую почитать книгу «Издержки вниз, прибыль вверх».