Спрос на любые товары предшествует их предложению?
Автор статьи: Гайфуллина Гузель
Научный руководитель: Рабцевич А.А. Башкирский Государственный Университет
Автор статьи: Гайфуллина Гузель
Научный руководитель: Рабцевич А.А. Башкирский Государственный Университет
«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).
Английский экономист, классик политической экономии, последователь Адама Смита, а также его оппонент высказывается по проблеме взаимосвязи спроса и предложения. Он считает, что спрос предшествует предложению.
Как мы уже знаем, спрос рождает предложение. Однако, К. Маркс писал, что «спрос определяет предложение и наоборот предложение определяет спрос…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25, ч. 1, с. 209). Что же тогда верно? К сведению, предложение формирует спрос через ассортимент произведенных товаров и через их цены. Определенно, спрос определяет объём и структуру товарного предложения, т.к. воспроизводится только то, что признано потребителем, обществом. Думаю, что спорить здесь также бесперспективно, как выяснять, что первично: яйцо или курица. Но стоит отметить, что если нет предложения, то нет и спроса в экономическом понимании. Вспомним, что же такое спрос и предложение, как трактуются эти понятия. Итак, спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Т.е. своими словами можно сказать, что это либо потребность покупателя в товарах или услугах, либо возможность оплатить покупку или услугу по доступной ему цене.
Теперь разберем, что же такое предложение? Понятие предложение означает возможность и желание производителя или же его посредника предлагать свои товары и услуги для реализации на рынке по определенным ценам. Объем предложения напрямую зависит от производителя или же от посредника, т.к. он (к примеру, производитель) сам предлагает то количество товара, которое желает, может и способен предложить для продажи на рынке по той же цене.
Производитель при разработке стратегии и объемов производства обязан проводить мониторинг рынка с целью выявления уровня спроса на свои товары и услуги. Производство без учета спроса приводит к кризису: не окупаемость расходов и затрат, не востребованности товаров и услуг. В том случае, если спрос превышает предложение, возникает дефицит товаров и услуг (недополученная прибыль).
На самом деле, спрос диктует условия к качеству товаров и услуг, техническим характеристикам и рождает конкурентную борьбу. Мониторинг спроса позволяет выявить основные пожелания, предпочтения потребителей.
В условиях неразвитости рыночных отношений, предложение может рождать спрос: потребителю навязывается товары и услуги с использованием государственного распределительного командно - административного аппарата. Таким образом мы разобрали спрос и предложение и их взаимосвязь, а также частично затронули плюсы и минусы производителя и потребителя при обычном и повседневном положении дел.