Студенты об образовании
Одна из моих студенток пишет про качество образования.
Я учусь на 4 курсе фКФУ в г.Набережные Челны, на не легком факультете прикладной информатики и информационных технологий. Хотелось бы поделиться своим мнением о качестве нашего образования.
Моя специализация (математические методы в экономике), включает в себя знания большого количества предметов, таких как программирования на разных языках, экономика и математика во всех их областях. На 1 курсе я была счастлива, что стану специалистом такого широкого профиля, но взрослея с каждым курсом, оказалось, что весь поток студентов не может не только оперировать пройденным материалом, но и про применение на практике лучше молчать. Кто в этом виноват, студенты, которые не хотят учиться, преподаватели старой закалки, не поддерживающие никакой либерализации, или же наше правительство, которое неудачно слизывает азы преподавания с зарубежных стран?
Так как меня приятно щекочет самолюбие, ничего плохого про студентов говорить не буду. Хотя, безусловно, вспоминая слова преподавателей: «Мы вам даем только 30% знаний, остальные 70% вы должны изучить сами».Хочется предположить, что во всем виноваты студенты, которые не ходят на пары, не слушают преподавателей и не делают самостоятельные задания, но я, будучи исправным учащимся, могу сказать без стыда в глазах, что качество преподавания едва переходит планку в 15%... И уровень моих знаний не далек от тех, кто на пары не ходит вообще. Все старые тетради с лекциями я могу смело выкинуть в мусорку, потому что ничего из того, что у меня есть, я никак не смогу применить на практике, которую, кстати говоря, я никогда не видела. И не потому, что информация какая-то неправильная, а потому, что она давно устаревшая. Почти все преподаватели как будто не замечают этой оплошности и продолжают начитывать параграфы, которые еще им диктовали их преподаватели. Не забуду сказать и то, что почти все учителя занимаются убийствами ни в чем не повинных деревьев буквально заставляя переписывать лекции слово в слово. И это все в век высоких технологий!
Лично я считаю, что во всем виновато наше министерство образования, именно они берут бразды правления в свои руки, именно они решают каким будет образование в стране сегодня. Пытаясь заимствовать зарубежный опыт обучения вслепую, ни к чему хорошему это не приводит (имею в виду, что большинство руководящих лиц даже не знает, какие законы они применяют и как эти законы впоследствии отражаются на качестве образования). В свой аргумент приведу пример с болонской системой заимствованной извне, 50 баллов на экзамен, 50 баллов на семестр, если с первой 50-кой преподаватели знают, что делать, то со второй они, почему то начинают теряться, распределить баллы по самостоятельным и контрольным становится трудным, поэтому начинают ставить баллы за присутствие на паре, то есть если вдруг ты пропустил пару, пиши «пропало» хорошим оценкам. Я не говорю, что не нужно смотреть на заграницу, конечно, зачем изобретать велосипед, когда большинство проблем уже имеет решение, я говорю, что нужно делать это правильно.
Веду я все к тому, что применяя какие-либо новшества в образовании необходимо давать четкие понятия, что ожидается увидеть впоследствии запланированного. Например, сейчас стоит такая большая проблема, что студенты по выходу из ВУЗа бестолковы. Статистика показывает, что большую часть времени в университете мы проводим, слушая чужой монолог. Так мы учимся. Но в то же время такой способ обучения снижает способность принимать разумные решения.Так может, посмотрим за границу, там студенты и работают и учатся одновременно, то есть они сразу знают, что им надо делать, а на теории им объясняют для чего им это нужно. Другое дело, что у нас в стране и с рабочими местами тоже проблемы. Но отсутствие мест не означает, что есть необходимость тратить чернила. Почему бы не перенять опыт иностранных преподавателей, которые отдают готовые лекции (в виде книг) студентам еще в начале семестра и просто задают на самостоятельное обучение с каждой парой новые темы, а приходя на занятия, идет обсуждение прочитанного материала и разъяснения насущных вопросов. Таким образом, преподаватель отрабатывает свои 30%, а студент 70%. Еще одной проблемой, которую, я считаю, можно решить, посмотрев на иностранцев – это их длительность обучения. Студенты сами выбирают, сколько предметов они смогут осилить за семестр.
Из года в год российские студенты загоняются в непонятные рамки образования. Замешиваются, лепятся, варятся и подаются на стол, Кто-то из этой массы даже становятся министрами образования и все продолжается по кругу, бестолковые собрания, бесполезные законы…