Типичные ошибки при составлении бизнес плана
Фото с сайта: breakthroughbroker.com Автор: Олег Николаев
Когда сталкиваешься с задачей написать бизнес-план впервые, то идея примерно такая: снять красивый офис, купить кожаную мебель с мехом енота, закупить лучшую оргтехнику и сделать там евроремонт. Потом обязательно нужен очень большой маркетинговый бюджет. Слить всё на рекламу по ТВ, прессе, радио и в интернете. Привлечь рекламное агентство. А там уже где-то в конце появляется продукт, продажи и в итоге прибыль.
Я тоже делал эту ошибку. Но всё приходит с опытом.
Лучше всего начинать бизнес план как раз наоборот. С чего вы будете получать прибыль в первое время? Откуда возьмётся доход? На чём можно сэкономить? Где можно выторговать немного более привлекательные условия для себя?
Коллеги, я думаю вы понимаете, к чему я клоню. Самые передовые рабочие места тоже нужны. Но вы их будете закупать ровно тогда, когда ваше дело встанет на ноги, и вы уже сможете себе это позволить.
Приводя свой пример, я до прошлого лета работал на ноутбуке 6-летней давности, хотя давно мог себе позволить купить железку поновее. Начиная работать в качестве предпринимателя, вы приучитесь экономить на самых разных мелочах.
Анализируя успешных знакомых-предпринимателей, я могу смело утверждать, что они довольно экономичные люди. Если не сказать «прижимистые». Возможно даже слегка жадные до денег.
Всё дело в том, что «слить» большой бюджет достаточно просто. И не так важно, о какой сумме идёт речь. А вот будет ли от этого прямой экономический эффект? Иными словами, окупятся ли эти вложения или это будет потеря навсегда? Этот вопрос является открытым.
Экономия средств — это скорее не жадность. Это эффективность. Чем больше вы экономите, тем больше прибыли вы получите.
Конечно, не всё и не всегда делается воимя прибыли и денег. Но если ваше дело будет терять деньги, то рано или поздно оно закроется. Это надо чётко осознавать. И выстраивать бизнес-план исходя из этой предпосылки.
Начинайте бизнес план с того, кто будет платить за ваш продукт, а план расходов нужно строить только исходя из минимальных затрат – тех, которые действительн онеобходимы. И ещё один очень важный момент, о котором нужно сказать особо. Есть ли у вас подтвержденная на практике гипотеза, на которой можно делать осмысленный деловой план? Проще говоря, есть ли какие-то подтвержденные практикой цифры: «вложил столько-то, продал столько-то, прибыль такая-то»? Если у вас такой проверенной гипотезы нет, то нет никакой почвы для планирования. Нет никакого опыта, который можно было бы масштабировать - тиражировать нечего. Любая цифра, написанная в таком бизнес плане вряд ли будет соответствовать действительности. При таком раскладе лучше вообще не делать бизнес план, чем тратить на его составление время. А вы что об этом думаете?