Топ возможных способов максимально ужать издержки компании в кризис
Экономическая ситуация такова, что реальные доходы населения продолжают падать примерно три года подряд. Это приводит к тому, что сжимается платежеспособный спрос почти что на всех рынках. Все это тянет за собой сокращение экономической активности. Как следствие – доходы многих компаний падают с 2015 года. И по прогнозам некоторых экономистов, в 2016 и 2017 годах ситуация будет иметь ту же тенденцию.
А если прибавить к этому еще и то, что издержки компаний постоянно растут, то картина вырисовывается проблематичная. В таких условиях – крайне важно научиться снижать все возможные косты. И тут нужно искать максимально эффективные решения и включать творческое мышление. К примеру, вам может подойти аренда мебели вместо ее приобретения в собственность. Или вы можете частично перевести штат в аутсорсинг. Некоторые задачи намного эффективнее решаются при помощи тех же фрилансеров. В этой статье я расскажу про свой опыт сокращения издержек. Думаю, он будет интересным индивидуальным предпринимателям и небольшим фирмам.
СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ НА ОФИС
Если у вас большой и дорогостоящий офис, то вы вполне можете переехать в более скромное помещение и работать там. А если речь идет об IT-бизнесе, то можно работать даже в квартире основателя фирмы. Наподобие того, как это показано в сериале «Кремниевая долина».
Можно поискать также недорогие, но вполне себе годные альтернативы. Например, в моем городе можно найти очень хороший офис со стоимостью рабочего места порядка 2999 рублей за одно рабочее место. И речь идет о местном технопарке, где созданы действительно прекрасные условия для работы. Разумеется, это коворкинг, а не отдельный офис. Но если учесть, что в комплект входит бесплатная парковка, офисная мебель, почта России на первом этаже, столовая, центр полиграфии, бесплатный Wi-fi, полная охрана здания и пропускной режим, не говоря уже о футуристическом дизайне, то это очень даже выгодное предложение. Не нужно думать о покупке принтера, мебели. А сотрудников можно попросить приносить на работу свои ноутбуки.
СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПОКУПКЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Практически любой бизнес требует вложений в то или иное оборудование. Потребительская электроника, инструменты и далее по списку. Все это требуется практически для любого бизнеса. И тут есть огромный потенциал для снижения затрат. Например, профессиональный микрофон для звукозаписи в России продается за 5000 рублей, а та же самая модель в Aliexpress может стоить, к примеру 3350 рублей (это реальный кейс из практики). А еще можно получить кэшбэк примерно в размере 5%.
АРЕНДА ВМЕСТО ПОКУПКИ
Мы уже говорили в примере про покупку мебели. Зачастую, в некоторых случаях намного выгоднее арендовать оборудование, мебель, автомобиль или что-нибудь еще.
Дело в том, что в случае, если какой-то проект не пойдет, то распродавать оборудование будет возможно только по бросовым ценам. Никто не будет покупать подержанное оборудование и мебель за цены нового. И даже не факт, что удастся что-то продать и за половину цены.
В то же время, когда ты что-то арендуешь, то у тебя не болит голова о многих вещах. Яркий пример – аренда сервера. Можно найти европейского хостинг-провайдера, который будет предоставлять хостинг недорого и в случае физических проблем – все починит. В случае программных проблем – проконсультирует, что можно сделать. И ты не думаешь о том, что нужен источник бесперебойного питания или что нужно нанимать системного администратора и так далее.
СМЕНА ХОСТИНГ-ПРОВАЙДЕРА
Раз речь зашла о хостинге, то здесь тоже есть немалые резервы для экономии. Например, когда мне понадобился физический сервер, я за него платил порядка 4000 рублей в месяц в России (60000 рублей в год). В какой-то момент удалось получить скидку порядка 10%. А позже я и вовсе переехал к европейскому хостинг-провайдеру, где стоимость аренды составляла порядка 2500 рублей. Фактически, это означало экономию порядка 18000 рублей год.
Через какое-то время курс евро вырос в два раза и ценник за сервер взлетел к 5000 рублей. И тогда я переехал с физического сервера на виртуальный сервер. В итоге стоимость такого сервера стала еще ниже, чем до кризиса. А именно – 500-600 рублей. В итоге, удалось сэкономить не меньше 30-40 тысяч рублей в год.
УВОЛЬНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ
В целом, экономия на персонале – это нежелательный шаг. И если ты решил увольнять, то не стоит растягивать период увольнения на многие месяцы. То есть в данном случае, хвост не стоит рубить по кусочкам. Но зачастую, компании имеют раздутый штат и вынуждены сокращать персонал, чтобы оставаться прибыльными на рынке.
Как вариант, часть работы можно отдать в аутсорсинг – удаленным сотрудникам. Или нанять сотрудника на полставки. Ведь далеко не всегда нужно, чтобы человек сидел на рабочем месте с 8 до 5. Порой лучше взять на работу студента, который готов хорошо и много работать – и он сделает за 3-4 часа столько же, сколько более старый коллега за весь день. И при этом, студент не будет просить заоблачную заработную плату.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Экономия на персонале может быть разной. Например, вы вполне можете воспользоваться льготными ставками по страховым взносам в ПФР и ФСС. Например, когда я брал на работу сотрудника, я нашел эту льготу в законе и воспользовался своим правом на льготную ставку. В итоге, я получил 20% страховых взносов вместо 30% за сотрудника. За один год экономия оказалась весьма существенной. А если бы сотрудников у меня в подчинении было бы больше, то экономия была бы еще больше.
В ИТОГЕ
На самом деле, экономить можно на чем угодно. Тут стоит выписать все свои расходы за месяц и пройтись по каждому из них с карандашом. Сколько процентов вы сможете сэкономить – зависит от состояния дел до оптимизации. Но почти всегда есть резервы для оптимизации бизнеса. Так, в концепции кайдзен предполагается, что все сотрудники компании постоянно думают о том, как можно ужать или оптимизировать издержки.