Внутреннее предпринимательство
Внутреннее предпринимательство - это альтернативный вариант развития карьеры. Заключается он в том, что вы не идёте делать что-то своё в чистом поле, а начинаете делать какие-то активные действия и выдвигать инициативы в той организации, в которой вы и работаете. Все ли конторы это приветствуют? Конечно нет. Но там где внутреннее предпринимательство приветствуется у вас есть прекрасный шанс в перспективе попасть в совет директоров. Да, в этом случае вы будете рулить не единолично, но зато масштабы того, чем вы рулите будет намного более значимый за счёт эффекта высокой стартовой базы (уже есть налаженная система со своими устоями, клиентами и фишками). Эффект рычага достигается тем, что вы пользуетесь всеми ресурсами своей организации.
В условиях жёсткой конкуренции на рынке, чтобы поспеть за бурно меняющейся обстановкой предпринимательские таланты очень востребованы. Особенно это относится к медийным компаниям, предприятиям из сферы высоких и информационных технологий. В таких компаниях очень востребованы инициативные люди, создающие новую добавленную ценность.
Совершенно обратный пример - консервативные организации. Такие как банки. Здесь предпринимательский подход напротив может плохо закончиться. В одних компаниях управленцам нужно немного предпринимательства, в других много. Всё логично, ведь все фирмы очень разные, работают на разных рынках с разной спецификой. Например, никто бы не обрадовался, если бы Сбербанк вдруг в одночасье отказался бы от своих отделений и перевёл бы все свои функции в "Почту России". Подход инновационный, но тогда встанет намертво и почта и банк.
Формы внутреннего предпринимательства
Как выглядит внутреннее предпринимательство на практике? Какие принимает организационно-правовые формы? В СССР это называлась [да и сегодня тоже] хозрасчётом. Во многих западных компаниях и новых российских компаниях развито "партнёрство". Именно партнёрство пользуется большой популярностью среди компаний, которые продают профессиональные услуги. Много клиентов и много партнёров. В таких организациях каждый специалист-консультант во время работы над проектом - автономен. И каждый проект похож на уникальное произведение. Именно поэтому подобные фирмы обрастают большим количеством партнёров. И все они во время своей работы являются в некоторой степени - предпринимателями. В то же время клиенту всегда приятно работать с совладельцем акций компании, в которую клиент и обратился. Это относится к инвестиционным банкирам, юристам, IT-шникам и так далее.
Не всегда внутреннее предпринимательство - кончается добром. Приколы из практики
Бывают интересные примеры, когда внутреннее предпринимательство может стоить премии. Стоит ли проявлять инициативу. Глеб Архангельский рассказывает такой интересный пример. Крупная компания, кризис. Ребята из it-отдела пришли к руководству и предложили свои услуги, которые не входят в должностные инструкции. Администратор предложил вечерами написать какую-то программу, которая может сэкономить деньги предприятию. Второй предложил сделать сайт фирме своими руками (раньше был web-разработчиком) и так далее. Казалось бы - отличная инициатива, которую можно только приветствовать! Парни хотели расширить свои компетенции, получить премии за доп. работу и немного развеять мозг. Но итог плачевен - всех оштрафовали. А именно оставили без премии. Есть старая поговорка: «инициатива наказуема».
Предприниматель - что это?
Предприниматель - это тот, кто берёт на себя ответственность, что бизнес будет сводить концы с концами. Предприниматель не спит, не ест и работает 24 часа в сутки. И если что-то не получается и всё идёт ко дну, то жаловаться не кому, надо банкротить, а не просить государство о субсидиях. А если предприниматель ещё и кредит взял под безумный процент... это так повышает тонус
Люди, которые стали предпринимателями после менеджерских позиций - с ними легче договариваться. В то же самое время менеджер тоже должен иметь такие же черты как у предпринимателя. А именно чувство хозяина. Если он видит косяки, которые не относятся к зоне его ответственности, то хороший менеджер мимо этого не должен проходить стороной. Он должен вмешаться на правах хозяина.
Сводить концы с концами... Колбаса отрастает в холодильнике в конце месяца
Очень интересная метафора, которую говорит Глеб Архангельский в интервью с Сергеем Воробьёвым [председатель совета директоров компании "Ward Howell"]. Раньше ты знал, что у тебя в холодильнике раз в месяц вырастает колбаса. Непонятно как это происходит, но так было всегда, пока ты работал по найму. А теперь получается другая картина - или ты в этом месяце в плюсе и создал колбасу для всех сотрудников и для себя. Или ты в минусе и колбасы для себя не хватает. Кушать нечего.
Если хочешь проверить предприниматель ты или нет, то спроси себя: «готов ли ты добровольно отказаться от колбасы». Некоторые топ-менеджеры так и приходят и говорят, что готовы привязать зарплату к конечному результату. Обычно так поступают уже обеспеченные люди.
Сводить концы с концами - это один из ограничителей. Если вы не готовы даже на это, то дальше идти не стоит.
Плюсы и минусы предпринимательства для наёмного сотрудника
Сотрудник смотрит, что директора своих компаний чаще катаются на высококлассных авто, чувствуют себя свободнее в плане личного времени, и могут позволить себе больше греческих статуй на своей даче. При этом сотрудник видит, что он не глупее, чем руководство. Что ему лучше делать: пойти в свободное предпринимательство или же попробовать предпринимать внутри своей компании?
Если вы чувствуете дух предпринимательства, то надо пробовать. А если вы хотите более гарантированного результата, то хорошо бы получить менеджерские навыки.
Он должен создать то, чего ещё нет. Или же ему нужно сделать то, что делают другие, но сделать это лучше или дешевле. Надо пользу приносить.
На сегодня всё. Пусть ваша колбаса в холодильнике сходилась в конце месяца, чем бы вы не занимались.
Заметка подготовлена авторами garagebiz на основе передачи Глеба Архангельского «время предпринимать»: finam.fm/archive-view/3154/2/