Выход из бизнеса
Эпический провал
Эпический провал
Когда какое-то начинание "не идёт", "не выстреливает" и когда приходят не очень радостные мысли о перспективах проекта, то возможно имеет смысл закрыть проект и всё. Или заморозить его.
Конечно, тут сложно говорить абстрактно о каком-то непонятном проекте, я могу привести свой собственный пример. Например я сделал какую-то задумку, открыл сайт, а потом сам потерял к нему интерес и перестал заниматься его обновлением и поддержкой. Естественно это становится очевидно не только мне, но и всем посетителям сайта.
В таком случае я обычно закрываю проект и считаю его ошибкой. Я думаю, что это вполне себе нормальная практика. Не закрывать убыточный проект или страртап потому-что жалко или потому, что слишком много усилий вложено - в этом есть что-то.
Например, мне искренне жаль журнал Smart Money и некоторые другие журналы, которые закрылись из-за кризиса. Но с другой стороны, если они не приносят владельцам материальную отдачу, то те рано или поздно разорятся или решат продать издание.
Закрыть или не закрыть. Вот в чём вопрос. Однозначно ответить на этот вопрос вам придётся самим. По моим сведениям, многие известные предприниматели делали новые бизнесы десятки и сотни раз, терпели много раз фейлы, но продолжали идти раньше. При таком большом количестве попыток хоть одна из этих попыток обязательно увенчается успехом. Это статистика и ничего более. Бывает одна и та же команда реализует 5 блестящих проекта. Но только один из них становится достаточно успешным. Остальные или висят мёртвым грузом или закрываются.
Я в своей практике чаще склоняюсь к закрытию проектов, к которым у меня потерялся интерес. Ведь если нет у меня самого никакого интереса или драйва к проекту, то откуда они появятся о моих клиентов?
Пара советов из собственного опыта
1. Исходите из цифр. Например, один созданный мною портал приносил конверсию в 20-30 раз меньшую, чем другие, более успешные порталы. С такими успехами далеко не уедешь. Сейчас этот проект я решил закрыть и забрать оттуда весь накопленный контент, доработать его и применить в другом, более успешном проекте.
2. Будьте более жестким. Хвост нужно рубить сразу, а не по кусочкам. Если увольняете людей, делайте это в один заход. Чтобы не допустить паники на корабле.
3. Ваша ошибка - это нормально. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Упал, встал, оттряхнулся, пошёл дальше.
4. Прислушайтесь к своим ощущениям. Воодушевляют ли мысли о проекте? Исходя из своих ощущений и анализа цифр можно делать вывод о том, стоит ли двигать дело дальше или не стоит. Если у основателя нет огня в глазах, то что можно требовать от наёмных сотрудников, которые возможно работают не за красивую идею, а за деньги.
5. Лучше концентрировать ресурсы для одного проекта, чем распыляться на несколько. Хотя всё зависит от класса проектов и от возможностей делегирования.