Качество и структура высшего образования вызывает вопросы не только в российских университетах. Многие люди сомневаются в качестве обучения в европейских учебных заведениях, а также в США, на которые мы обычно привыкли ровняться.
В частности, известный автор бестселлеров о личных финансах Роберт Кийосаки в своих книгах указывает на то, что в школах и колледжах не учат одному из самых важных навыков - управлению собственными деньгами. И хотя вцелом с идеями Роберта можно посмпорить, но в этом он прав. Ведь не случайность то, что у нас в России половина взрослого населения не только живет небогато, она еще сидит вся в долгах.
КАК Я ПОЛУЧАЛ ВЫШСЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Я поступил учиться на экономиста-информатика на специалитет на бюджетное место. То есть за свое образование ни я ни мои родители не платили - все это было за счет государства. Более того, я даже получал какое-то время стипендию просто за факт окончания семестра без троек. Стипендия была небольшая от 600 до 1200 рублей в разные годы, но за год набегала приличная сумма.
Первые два-три курса я прилежно учился, не пропускал занятия, перед экзаменами не спал ночами. Очень боялся, что меня попросту отчислят, если я сликшом расслаблюсь. В общем и целом, для меня получение высшего образования поначалу было очень важной целью. Но уже к середине четертого курса я стал пропускать некоторые пары, опаздывать, позволял себе просто взять и уйти с пары просто потому, что мне просто хотелось уйти домой. А в один период времени я вообще неделю не появлялся в университете - в это время я занимался работой, а в перерывах играл в онлайн игры такие как vulkanigrovoy.club или Star Craft (военная стратегия). Еще я в то время сидел и смотрел Доктора Хауса. Что касается учебы, то она так достала, что были мысли бросить все и уйти в армию.
Именно тогда на четвертом курсе до меня начало доходить, что высшее образование не имеет ничего общего с реальными знаниями и умениями. Максимум, что дает высшее образование - это общий кругозор по своей специальности. Причем, как минимум половину предметов из учебной программы можно было бы безболезненно убрать. Например, высшая математика с ее дифференциальными уравнениями, матрицами и так далее - я до сих пор не понимаю, где это можно применить. А еще до вуза я 4 года отучился в математическом классе, где нас просто изначисловали математикой. Сейчас я думаю, что гумантиарный класс был бы более полезен для психики и для жизни.
Примерно к пятому курсу я совсем стал мало обращать внимание на учебу. Я просто понимал, что когда 80% пути пройдено, надо поднажать, чтобы получить диплом. Теперь я уже не хотел и не стремился к красному диплому. Более того, я получил две тройки в 8 и 9 семестре и даже не пошевелился, чтобы их исправить. Случилось просветление - я понял, что здоровье важнее, чем красный диплом.
ЧТО МНЕ ДАЛ ДИПЛОМ?
В итоге я все-таки защитил диплом. Что мне это дало? Возможность поступить в аспирантуру, немного попреподавать и позаниматься наукой. Я выпустил одну научную статью в журнале, рекомендованном высшей аттестационной комиссией (ВАК). С моим дипломом и статусом аспиранта меня приняли на работу в местный технопарк - это довольно крутое достижение. Но после окончания вуза я 90% времени проработал в качестве ИП (в течение 5 лет) и лишь 10-15% времени я работал в университете, технопарке, а также в качестве фрилансера.
Итак, диплом дал мне:
- Возможность попасть в аспирантуру и законно избавиться от необходимости идти в вооруженные силы;
- Открыл двери в такие учреждения как налоговая, банки, технопарки (все эти конторы требуют высшее экономическое образование);
- Дал возможность попробовать работу в качестве преподавателя (по деньгам это ничтожно, но вообще - это интересный опыт).
Но я потратил:
- 5 самых активных лет;
- набрал вес из-за того, что ел что попало и постоянно испытывал стресс из-за учебы;
- за обучение я не платил, но многие студенты платят большие деньги на это (сегодня это порядка 60 и более тысяч за год).
Опыт работы в качестве предпринимателя показал, что большинство знаний, которые были получены в стенах вуза оказались не востребованы и очень быстро ушли из памяти частично или полностью. При этом вакансии, на которые сегодня можно претендовать с дипломом экономиста не вызывают восторга. Как правило, это низкооплачиваемая работа с весьма спорными условиями (горбатиться с утра до ночи).
В итоге, я полагаю, что высшее образование все-таки полезно в какой-то мере. Во всяком случае, ты получишь более широкий кругозор в той теме, что тебе интересна. Но бакалавриата (4 года обучения) для большинства специальностей более чем достаточно.
При этом нужно понимать, что большинство работодателей интересуются тем, можешь ли ты работать с утра до вечера и приходить на работу вовремя и в хорошем расположении духа. При этом квалифицированный экономист или юрист может получать меньше, чем продавец телефонов без высшего образования. Парадоксально, но это факт. Высокооплачиваемых вакансий даже в крупных городах немного.
В итоге я бы выбирал бы ту специальность, в сфере которой можно было бы открыть в будущем собственное дело. И разумеется, стал бы искать работу для набора опыта буквально с первого курса. Что я и сделал. Только реальный опыт и решение реальных задач и проблем дает тебе профессиональный рост. А академические знания скорее подходят для повышения культурного уровня. При этом получение второго и третьего высшего образования представляет сомнительной затеей.