Своё дело


Японские “Кружки качества” и возможности их применения в России

Японская продукция пользуется спросом во всём мире. Бытовая техника, автомобили и многое другое с лейблом «Made in Japan» ассоциируется у потребителей с неизменно высоким качеством. Японские производители идут в ногу с современными требованиями рынка, а порой и опережают большинство зарубежных компаний, постоянно расширяя ассортимент высококачественной продукции по вполне конкурентоспособным ценам. Секрет японского феномена заключается в достаточно развитом коллективном сплочении, что вызвало появление Кружков качества в 1962 году, на промышленных предприятиях. Они представляют собой группу рабочих одного производственного участка, регулярно собирающихся на добровольных началах для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качества продукции, и подготовки предложений по их устранению.

Данная методика предназначена для существенного улучшения и развития работы предприятия. Группа работников собирается регулярно(например раз в неделю), добровольно, для идентификации, анализа и решения проблем. Такой тип работы команды прижился в Японии , так как, считается, что именно там очень сильный дух коллективизма. Японцам свойственна сильная привязанность к месту их работы, соответственно дружеская обстановка является важным критерием. В таких условиях, работники стремятся активно участвовать в работе кружков качества. В результате их работы появляется огромное количество рационализаторских предложений, то есть новшества, которые в работе данного предприятия еще никогда не применялось. Такой стиль работы еще называют тактикой мелких шагов, постепенные улучшения на работе предприятия дают большие результаты. В деятельности японцев существует Тактика кайдзэн и кайрё.[1] Кайрё характеризуется редкими, но крупными улучшениями, а кайдзэн – многочисленной серией малых улучшений. Именно Кайдзэн позволяет проследить работу кружков качества. Система улучшения кайдзэн характеризуется следующими результатами [1]:

• требуются большие усилия людей и незначительные инвестиции;
• все вовлечены в систему улучшения;
• необходимо большое число мелких шагов;
• система выполнена как философский подход, соответствующий TQM.

Основными целями по теоретической и практической деятельности кружков качества являются: улучшение деятельности предприятия, увеличение прибыли, а так же улучшение морального климата среди членов рабочей группы. Для достижения поставленных целей руководство предприятия должно воспринимать каждого работника как сознательных членов трудового коллектива, заинтересованных в укреплении и процветании своего предприятия. А также должны выполняться определенные условия плодотворной работы:

1. Добровольность участия. В Японии участие в кружках - добровольное дело, однако ведётся обширная пропаганда престижности такого участия.
2. Регулярность. Кружки должны собираться не реже одного раза в две недели, лучше – раз в неделю.
3. Отклик руководства на работу участников кружков. Для человека важно знать, принято его предложение к реализации или отклонено (если отклонено, то почему).
4. Реальная поддержка кружков высшим и средним звеном руководства компании.
5. PR-поддержка системы качества.
6. Стимулирование за активное участие в работе кружка, разработку предложений, которые нашли применение. Причём не только материальное, но и моральное стимулирование: например, возможность обучения и профессионального роста.
7. Создание творческой открытой атмосферы при работе кружка.
8. Участие самых опытных и уважаемых сотрудников в деятельности кружка. [2]

Японский опыт в решении задач управления персоналом и повышения качества продукции, обеспечивший ей самую высокую конкурентоспособность на мировом рынке, изучается менеджерами многих стран мира. Американские компании прилагают значительные усилия для создания аналогичных кружков на своих предприятиях.[3] Но для того чтобы опыт одной культуры оказался эффективным в условиях другой, следует сбалансировать сформировавшиеся на обоих полюсах социальные ценности. Вместе с тем целый ряд чисто технических приёмов управления поддаётся заимствованию без особых затруднений. Деятельность кружков качества может получить развитие в любой стране.

В середине 80-х годов, под влиянием результатов успешной деятельности кружков качества в Японии, разрабатывается отечественное типовое Положение о группах качества. Фактически была предпринята попытка автоматического переноса японской модели на российскую почву директивными методами, что вызвало сомнения, сопротивление выполнению команд с верху, породило непринятие чуждых понятий. Было нарушено главное условие: группы качества могут работать только в условиях полной свободы деятельности и строго на добровольной основе. Как известно, кружки качества могут проявить себя только в условиях коллективизма, отсюда следует, что пока не будет изменена сама система мотивации трудовой активности работников и служащих, никакие мероприятия по совершенствованию кружков качества не приведут к положительным результатам. В тоже время, применение денежной формы вознаграждения, в качестве основного стимулирования работников, вступает в противоречия с деятельность кружков качества, так как в данном случае работник работает только для своей выгоды, зарабатывая деньги и его не интересует развитие предприятия. На современно этапе становления экономики в России на многих предприятиях все же получилось внедрить кружки качества. К примеру, методика проведения групп (кружков) качества с рабочими в нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, которая была в свое время успешно адаптирована в одной из крупнейших нефтяных компаний России, разработанная Дмитрием Димитриевым. По этой методике проводились кружки качества с более чем 600 рабочими. Это удалость сделать благодаря развитию поведенческих мотивов работников: интереса к делу, принципов коллективизма и взаимопонимания, альтруизма. Так же в основу формирования кружков качества в России должен лечь принцип четырех «Х»: хороший исполнитель, хороший руководитель, хорошие отношения по вертикали и хорошая рабочая обстановка. Данный принцип поможет специфику применения японского опыта в условиях России.

Список литературы.
1. С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин и др. «Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества», 2005

2. [Электронный ресурс] URL: avtoservice.info/content.asp?pn=626

3. [Электронный ресурс] URL: quality.eup.ru/DOCUM3/circle-j2.htm

Авторы:

Мунасыпова Карина Фаилевна
студентка 2 курса, экономического факультета БашГу г.Уфа
E-mail:
Научный руководитель Богатырева М.Р.
кафедра социологии труда и экономики предпринимательства, БашГу г.Уфа




23.01.13, 11:28
comments powered by Disqus
Хостинг компания Timeweb Хостинг от 69 рублей в AdminVPS
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомаркетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками





Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru