За сколько окупится бизнес? Нормальные сроки окупаемости проектов
Какими бы вы мотивами не руководствовались при запуске нового проекта, желательно, чтобы он рано или поздно вышел на самоокупаемость, а после — начал приносить прибыль. Каковы нормальные сроки окупаемости для проектов?
Во многом это зависит от сферы, в которой вы работаете. В России все привыкли к тому, что маржинальность бизнеса должна быть большой, а сроки окупаемости должны быть короткими. И тем не менее, нормальным является когда первый год бизнес теряет деньги. Для стран Западной Европы и Соединенных Штатов сроки окупаемости бизнес-проектов более растянутые — там нормальным является окупаемость проектов в течение 3, а то и 5-6 лет. Всё это связано с тем, что в Европе и странах Северной Америки намного более более серьезная конкуренция — фирмы работают с меньшей маржой.
ПЕРВЫЙ ГОД ТЕРЯЕТЕ ДЕНЬГИ - ЭТО НОРМАЛЬНО
Во всяком случае если вы первый год теряете деньги, то это — нормально. Изначально идёт этап активных инвестиций — нужно вкладывать много времени и денег в проект. Он набирает высоту. Но потом когда ваш проект встал на ноги, нужно брать под контроль издержки и выходить в ноль. Сбалансировать доходы и расходы таким образом, чтобы они были равны друг другу. Затем идёт этап сбора урожая.
Есть даже такая метафора: “первый год вы кормите ваш бизнес, второй год вы вместе кормитесь, а третий год ваш бизнес кормит вас”.
Мой первый удачный проект в первый год функционирования показывал отрицательную доходность. Точнее, доходов практически не было, а вот расходы были весьма заметными. В конце концов, стартовый капитал начал заканчиваться. Тогда-то я и начал вести скрупулезный учет доходов и расходов.
ЦИФРЫ НЕ ЛГУТ
Цифры не лгут. Когда длительное время нет прибылей, то это значит, что нужно что-то менять. Сложно сохранять длительно мотивацию, когда бизнес балансирует на нулевой отметке.
Отсутствие прибылей означает, что или вы неправильно выстроили продажи или же упустили из виду рост издержек. В любом случае, большое количество интересных проектов были ликвидированы из-за того, что не смогли показать достаточную прибыльность во время “экономических встрясок”. Вспомнить хотя бы закрытый журнал Smart Money, который не выдержал последствий мирового финансового кризиса.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
• Бизнес молодость