Запрос из налоговой: права и обязанности сторон
На данный момент должностные лица ФНС имеют широкие полномочия, связанные с истребованием у предпринимателей и представителей организаций различных видов документации. Но стоит помнить, что далеко не в каждой ситуации субъект обязан исполнят требования должностных лиц в полном объеме, а порой и вовсе может этого не делать – в случаях, когда запросы и требования на представление документов составлены с нарушением нормативных документов.
Основания для истребования документации
Основные требования к действиям ответственных лиц организаций, индивидуальных предпринимателей и инспекторов налоговых органов в случае истребования документов и информации указаны в статье 93.1 Налогового кодекса РФ. Там же приведен перечень прав и обязанностей сторон, которые мы рекомендуем внимательно изучить и смело пользоваться данными знаниями на практике при взаимодействии с должностными лицами ФНС.
Итак, ниже мы приведем некоторые тезисы и разъяснения отдельных пунктов статьи 93.1 НК РФ и иных нормативных документов, регламентирующих действия сторон в случае официального истребования документов, бухгалтерской отчетности и информации.
Основные принципы выставления требований на представление документов/информации при камеральных и выездных проверках:
• В ходе осуществления контрольных мероприятий налоговые инспектора вправе требовать представления всех необходимых для проверки документов. Однако анализ актуальной судебной практики позволяет с уверенностью говорить о том, что требуемые документы/информация должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.
• Сотрудники налоговой службы имеют право истребовать документы/информацию только на основании официального запроса, форма и порядок составления которого приведены в приказе ФНС №ММ-3-06/338 от 31 мая 2007 года. Следует помнить, что требование вручается руководителю организации или ее законному представителю или же физическому/доверенному лицу под роспись. При отсутствии возможности вручить официальный запрос лично, его отправляют почтой и считают датой вручения 6-й день с даты отправки.
• В требование на представление информации/документов должны включаться следующие обязательные реквизиты: полный перечень документов с указанием их индивидуализирующих признаков и периодов, к которым они относятся, наименование юридического лица или ФИО предпринимателя с указанием ИНН/КПП, указанием в ходе какого контрольного мероприятия возникла необходимость в анализе требуемых документов.
Тут необходимо отметить еще несколько важных нюансов, которые оцениваются при анализе законности требования должностных лиц при их оспаривании в суде:
- Наличие неоспоримых доказательств о том, что данные документы имеются у субъекта
- Наличие реальной необходимости в анализе данных документов/информации
- Соотношение количества требуемых документов/информации и заявленных сроков на их предоставление
• Передача документации осуществляется лично или через представителя, при этом возможна отправка по почте или с помощью телекоммуникационных каналов связи
• Документы на бумажном носителе могут быть переданы в виде заверенных копий, при этом сотрудники ФНС не вправе требовать их нотариального заверения. Субъект не обязан представлять оригиналы документов, однако они могут быть истребованы для сверки с копией
• Срок представления документов – 10 рабочих дней (20 рабочих дней про проведении контрольных мероприятий в отношении консолидированной группы субъектов)
• Если данный срок является недостаточным, то субъект в течение суток с момента получения запроса должен уведомить об этом ФНС – при наличии объективной невозможности представления документов/информации в указанный срок субъект освобождается от ответственности
• В случае отказа от удовлетворения законного требования сотрудника ФНС может быть осуществлена принудительная выемка документации
Когда ФНС требует документы о контрагенте
На сегодняшний день контроль плательщика посредством взаимодействия с его контрагентами и анализа имеющийся у них документации носит название встречной проверки и является весьма распространенным способом подтверждения фактического существования контрагентов и реальности сделок, а также комплексного анализа документации по данным всех сторон хозяйственной операции. Поэтому в рамках данной статьи мы также укажем несколько тезисов, связанных с истребованием документов о третьих лицах:
• В запросе о сделках с проверяемым плательщиком могут указываться лишь те документы и информация, которые относятся к тематике проверки (перечень проверяемых вопросов приводится в предписании на проведение проверки, копия которого должна прилагаться к запросу)
• Актуальная судебная практика говорит о том, что плательщик вправе не предоставлять сотрудникам ФНС документы, в которых систематизируются и накапливаются данные, т.е. карточки счетов, регистры, книги продаж и покупок и др. – запрос может быть обращен только на первичную учетную документацию
• На представление документов по сделкам с контрагентом дается 5 рабочих дней, при этом повторный запрос на представление уже переданных документов плательщик вправе не исполнять
• Срок представления документов может быть продлен по письменному требованию субъекта предпринимательства
Также укажем несколько требований законодательства, которые не всегда соблюдаются сотрудниками ФНС:
• Требование на представление документов по контрагенту может выставить только «своя» инспекция по запросу той, которая проводит проверку контрагента
• Представление документов, не относящихся к периоду проверки контрагента, является необязательным
• Представление документов по устным требованиям также является необязательным
• Непредставление документов при камеральном контроле не дает права проведения выемки – она возможна только в рамках выездной проверки
• Должностные лица обязаны доказать все выявленные нарушения – привлечение к ответственности осуществляется только в случае бесспорности нарушений
Автор: Сергей Ковалев специально для garagebiz.ru