Жизненный цикл продукта, экономического блага
Й. Шумпетер в своей книге «Теория экономического развития» приводит очень интересный пример относительно того как циркулируют продукты производства и каким образом они взаимодействуют между собой.
Книгу Шумпетера читать с одной стороны очень интересно, но с другой стороны – достаточно сложно. Автор любит какую-нибудь мысль представить очень сложно и мудрёно.
И тем не менее пример с выпечкой хлеба он приводит вполне наглядный. Производитель зерна знает из прошлого опыта сколько примерно надо произвести зерна и сколько приблизительно денег он за это получит. В то же время покупатели знакомы с его продуктом и знают из прошлого опыта на какие объёмы зерна могут рассчитывать в этом сезоне.
В то же время производитель зерна знает сколько ему нужно товаров и других благ, чтобы произвести зерно. В то же время производители этих услуг также осведомлены, что фермер купит у них, к примеру, три ведра в год. Пример очень условный, но зато – наглядный.
Дальше. Фермер понятие не имеет куда попадёт его зерно, кто и как его будет перерабатывать и уж тем более феремер не имеет ни малейшего представления о том, кто испечёт из этого зерна хлеб, кто его доставит до магазина и кто его купит и съест. Конечным потребителем может стать мясник, у которого фермер покупает свинику. Или же может оказаться мясник, которого фермер не знает, но зато мясник заказывает что-то у того же кузнеца, с которым работает наш фермер. Автор все эти взаимосвязи раскрывает ещё более полно (сейчас не перескажу, т.к. нахожусь в состоянии осмысления этого всего).
Причём все эти взаимоотношения меняются динамически во времени. Сложность взаимосвязей просто огромная, если их рассматривать все в системе. Кстати, вот о том, как написать бизнес план.
И это пример с хлебом и фермером. Если же посмотреть на процесс производства сайта, то логотип был заказан у стороннего дизайнера, дизайн шаблона был сделан вторым человеком, концепцию сформировал третий человек, десяток людей работал над содержимым. Все люди живут в разных городах и общаются через интернет (то есть посредством разных провайдеров и программ). А теперь задумайтесь, сколько всего надо было, чтобы создать эти программы, другие сайты типа почтовых сервисов, а также чтобы создать провайдеры. Провайдеры состоят из компьютеров, которые состоят из отдельных узлов, которые разработали инженеры где-то в Калифорнии. А инженеров тоже нужно произвести! В итоге – даже поверхностный взгляд на всё это дело уазывает на сложность создания сайта.
Итак, взяли систему управления контентом (которую кто-то уже сделал до этого) потом всё это было размещено на хостинг (тоже в другом городе назодится), куплен домен. Началась работа сайта. И на него заходят люди из тысяч разных городов. Практически каждую менуту кто-то заходит. Люди начинают общаться с помощью сайта. Интеграция с социальными сетями это только ускоряет. Рекламодатели сайта тоже с разных городов и даже стран. Через сайт они продают какие-то товары и услуги.
Вобщем, если представить весь процесс создания и функционирования такой простой вещи как сайт, то это будет огромная паутина взаимосвязей людей, событий, процессов и железа. Но есть намного более сложные вещи, чем созать новый сайт. Например, создать новую машину – это разработать и объединить между собой от 400 до 10000 узлов. У каждого такого узла есть свои особенности...
Экономическое развитие течёт по очень сложным законам и путям. Настольк осложным, что мы не в состоянии это осознать в полной мере. Наверное также один нейрон не может понять как работает весь мозг, так и мы выполняя какие-то вещи вокруг себя, вряд ли в состоянии представить всю сложность окружающих процессов.
Читать также:
• Типовой бизнес план